Фонд «Центр Инновационного Бизнеса»               
Новости инновационного бизнеса
На первуюИнфоО фонде ЦИББизнес-планыДистанционное обучениеУслугиСсылки
Инфо  »  Публикации  »  Бизнес-образование

Поиск

Бизнес-образование

Прогноз развития системы дополнительного образования для сферы научно-технического предпринимательства

В связи с изменениями внешних условий хозяйствования в настоящее время динамично развиваются государственные и частные образовательные структуры, внедряющие новые формы обучения, появляется широкий спектр новых образовательных программ и специализаций.

Однако, до сих пор нельзя утверждать, что система образовательной поддержки такого специфического сегмента рынка, каковым является инновационное наукоемкое предпринимательство, уже создана.

Скромные средства, выделенные за последние годы целевыми федеральными программами Министерств Образования и Науки и технологий, тем не менее, оказались достаточными, для того, чтобы появилась основа корпоративной образовательной сети, которая при благоприятных условиях сможет развиться в государственную систему подготовки (и переподготовки) кадров для развития инновационно - технологического процесса. Сеть инновационных образовательных Центров - достаточно гибкая система, приспособленная к проведению маркетинговых исследований, апробированию новых программ, их динамичному изменению и передаче в случае их достаточно длинного жизненного цикла, в сеть высшего образования.

Объем заказа на выполнение консалтинговых проектов по наиболее актуальным проблемам (маркетинг и менеджмент инноваций, управление персоналом и проектами, стратегическое планирование, формирование структуры управления) в настоящее время также динамично растет, квалифицированные кадры для его осуществления практически отсутствуют. Это принципиально новое, на 100% востребованное направление, к реализации которого вполне готовы созданные инновационные центры.

Создаваемая система образовательных услуг для участников инновационных процессов должна быть полифункциональной, способной динамично деформироваться в зависимости от социального заказа, требований рынка, уровня развития производственной сферы.

Успех ее реализации связан с ответом на следующие вопросы:

  1. Что представляет собой (по формам преподавания, качеству, объему, уровню) «текущий социальный заказ» на бизнес-образование для уральского и российского предпринимателя научно-технической сферы?
  2. Чем отличаются образовательные программы сфер инновационного предпринимательства и бизнеса в общепринятом смысле?
  3. В чем состоит принципиальная разница образовательных программ для разных поколений предпринимателей и занимаемых ими должностей?
  4. Что нужно сделать для того, чтобы предприниматель, придя в образовательную структуру со своими проблемами, уходя, был уверен, что он способен их решить самостоятельно?

Последний вопрос является основой стратегии, обусловливающей формирование социального заказа на образовательные услуги, рассчитанного как на уровень сегодняшнего российского участника инновационного процесса (предпринимателя, исследователя, руководителя), так и на перспективу - специалиста, способного цивилизовано действовать на международном рынке.

Проведенные маркетинговые исследования показали, что востребованными на Уральском рынке образовательных услуг являются комплексные программы, основными чертами которых являются:

  • Автономность модулей, составляющих курс обучения;
  • Сочетание сравнительно небольшого объема, информационной активности и легкости восприятия;
  • Возможность пройти курс дистанционно полностью или частично;
  • Органичное сочетание лекционного материала, кейсов, элементов деловых игр, тестов, компьютерной обработки данных, самостоятельных работ;
  • Простая форма изложения, иллюстративность (видео-, слайд- фильмы, компьютерная анимация);
  • Возможность мобильного включения в образовательные программы фрагментов кейсов фирм, сотрудники которых проходят обучение, и, как следствие, получение «результатов» в реальном режиме времени;
  • Ориентация на «команду» менеджеров высшего и среднего звена фирмы;
  • Возможность использования внутренних консультантов фирм в качестве тренеров в процессе обучения;
  • Достоверность и убедительность излагаемого материала, возможность сопоставления с известными (или опубликованными) международными аналогами;
  • Возможность мобильной модификации в соответствии с изменениями требований внешней среды (ограничения срока жизни в условиях нестабильного рынка и кризиса).

Таким образом, очевидно, что программы, предназначенные для повышения уровня образования представителей инновационной среды, являются набором целевых модулей, ориентированных на конкретную аудиторию.

Особенности текущего периода - стремительное изменение внутренних и внешних условий хозяйствования, законодательной среды, уровня предпринимательской культуры - обусловливают необходимость появления автономного, инновационного для России направления образования, связанного с управлением изменениями. На Западе, где динамика изменения среды не так стремительна, как в настоящее время в России, «Change Management» традиционно является непременным фрагментом программ подготовки специалистов в области маркетинга и менеджмента инноваций. Хотелось бы, чтобы специалисты данного профиля, появились и у нас.

Современная система подготовки кадров для осуществления инновационно-технологической деятельности непременно должна включать тренинговые модули по тематике: коммерциализация и технологический трансфер, управление предприятием, реинжениринг, охрана объектов интеллектуальной собственности, подготовка педагогов и консультантов для самой системы.

Сфера консалтинговых услуг для инновационно-технологических предприятий также относится к системе образования, поэтому осуществление консалтинговых программ с целью управления инновациями - еще одно направление, которые находится в компетенции системы дополнительного образования.

Мы изложили лишь часть проблем, от решения которых зависит динамика развития и укрепления системы дополнительного образования в сфере инновационно-технологического предпринимательства. Пришло время объединить усилия всех ведомств, имеющих отношению к решению вопросов изучения рынка и субъектов, действующих в сфере коммерциализации технологий.


Г.Б. Лехова , Фонд «Центр Инновационного Бизнеса»
Апрель 2000 г.

К другим статьям раздела

Copyright © Фонд ЦИБ, 2014

Фонд «Уральский учебно-научный Центр Инновационного Бизнеса»
Россия, 620219, Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 85, оф. 706.
Тел./факс: +7 (343) 350-01-90
E-mail: cibfund@mail.ru
http://www.cibfund.ru

Иллюстрации на титуле сайта - www.archi.ru

Наверх
Rambler's Top100