Фонд «Центр Инновационного Бизнеса»               
Новости инновационного бизнеса
На первуюИнфоО фонде ЦИББизнес-планыДистанционное обучениеУслугиСсылки
Инфо  »  Публикации  »  Маркетинг

Поиск

Маркетинг

О взаимодействии ВУЗов с малыми предприятиями научно-технической сферы

С целью выявления специфики, тенденций, имеющегося уровня взаимодействия между системой высшего образования в России и малым научно-техническим предпринимательством, было проведено маркетинговое исследование, разработано программное обеспечение и осуществлен анализ полученных данных, что позволило выработать ряд рекомендаций по совершенствованию деятельности малых предприятий в научно-технической сфере (МП), способствующей сохранению и развитию высшей школы России, повышению эффективности взаимодействия этих предприятий и вузов, а также стимулированию деятельности вузов в интересах развития малого предпринимательства в России.

Структура исследования дала возможность получить информацию о влиянии деятельности малых предприятий на такие факторы, как:

- развитие учебного процесса в вузах (вклад результатов деятельности малых предприятий как в непосредственно образовательную составляющую, так и в укрепление материально-технической составляющей образовательной деятельности вузов);

- развитие научного процесса в вузах (размещение в вузах малыми предприятиями заказов на создание (передачу) научно-технической продукции и оказание научно-технических услуг; укрепление материально-технической базы научного процесса; использование результатов деятельности малых предприятий в повышении научной квалификации работников вузов (защита диссертаций, подготовка аспирантов и докторантов…); публикация результатов совместной научной деятельности в научных изданиях, представление их на конференциях, совещаниях, семинарах, симпозиумах, выставках, ярмарках…; привлечение вузами малых предприятий к организации сбыта своей научно-технической продукции и предоставления научно-технических услуг, организации рекламной деятельности…);

- вклад деятельности малых предприятий в решение социальных проблем высшей школы и сохранение ее кадрового потенциала (создания возможностей получения дополнительного заработка работникам, аспирантам, студентам и докторантам вузов; создание новых рабочих мест и сохранение кадрового потенциала вузов за счет участия в работе малых предприятий),

а также о возможных видах деятельности высшей школы для более полного использования имеющегося у вузов потенциала в интересах малого предпринимательства.

С целью выявления сходства и различия во взглядах на взаимодействие малых предприятий и вузов, изучения препятствий, проблем и перспектив взаимодействия были выбраны две группы респондентов, предствляющий научно-техническое предпринимательство и высшую школу, и составлены два варианта вопросника – для предпринимателей , занятых в научно-технической сфере, и для представителей университетов. Выборка по разделу «предприниматели» формировалась только из малых предприятий, занятых в научно-технической сфере. За предел численности, выше которого предприятие не может быть отнесено к «малым», принималась установленная законодательством для производственных предприятий численность занятых - 100 человек. Вторая часть выборки - представители вузовской науки. Такая структура опроса позволяет на основании результатов анализа сформировать обоснованные суждения относительно масштабов сотрудничества между малыми предприятиями и вузами. Сравнение результатов между группами респондентов позволяет выявить специфику восприятия сторонами процесса взаимодействия.

Вопросники, состоящие из 39 вопросов для предпринимателей и 31 вопроса для представителей вузов, были разосланы респондентам по электронной почте. Отбор респондентов осуществлен методом случайной выборки в 12 регионах России, вопросники включают следующие разделы:

  • состояние взаимодействия малых наукоемких предприятий и вузов;
  • мотивация к сотрудничеству;
  • проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются участники взаимодействия;
  • факторы, влияющие на успешное взаимодействие;
  • потребности и перспективы сотрудничества; 
  • данные, отражающие личную информацию и профиль деятельности респондентов и их предприятий.

В итоге были получены и проанализированы с использованием специально созданной программы 539 анкет от университетов и 534 - от малых предприятий научно-технической сферы (таблица 1).

Таблица 1. Распределение респондентов по регионам

Регионы МП ВУЗы
Волго-Вятский 62 52
Восточно-Сибирский 34 35
Дальневосточный 28 22
Западно-Сибирский 49 71
Московский 77 83
Поволжский 60 61
Санкт-Петербург 38 15
Северный 34 21
Северо-Кавказский 19 34
Уральский 54 69
Центрально-Черноземный 64 46
Центральный 15 30
Итого: 534 539

Анализ результатов социологического исследования, явившегося первым опытом изучения проблем взаимодействия малых предприятий научно-технической сферы и государственных образовательных учреждений высшей школы позволяет сделать ряд обобщающих выводов и рекомендаций по ускоренному развитию совместных учебно-научных и предпринимательских структур, а также по инновационному наполнению функционала их совместной деятельности.

Проведенный мониторинг указывает, прежде всего, на понимание большинством (около 63%) респондентов того, что в условиях перехода к рыночной экономике и сопутствующих кризисных явлений в социальной сфере (включая и недостаточное финансирование системы образования) поддержание высокого уровня образовательных услуг невозможно без привлечения дополнительных источников финансирования и поиска альтернативных путей компенсации затрат на содержание образовательных учреждений.

Большинством опрашиваемых (возрастная группа 30-39 лет) позитивно воспринимается точка зрения, состоящая в том, что научно-технический прогресс обусловливает разработку инновационной стратегии поведения предпринимателя в условиях рыночной экономики.

По мнению абсолютного большинства опрошенных (в центральных регионах около 80%, в Восточно-Сибирском, Поволжском, Северном этот показатель равен 100% респондентов), одним из наиболее эффективных и значимых инструментов реализации инновационных процессов в науке и образовании являются малые формы предпринимательства, и, прежде всего, в научно-технической сфере.

По существу, ставится задача развития инновационной компоненты научного и образовательного процессов, инвариантных рыночным реформациям, с повседневным использованием современного инструментария информационных и интеллектуальных технологий, ориентированных на учебно-имитационное моделирование, деловые игры, системы поддержки решений, формирующие понимание эволюции, технологической динамики и стратегических последствий инноваций. Все это, безусловно, требует объемных и капитальных вложений в образовательную сферу, что в настоящее время представляется достаточно проблематичным.

Мониторинг показал возможные пути решения этой проблемы. Утверждается, что реализовать эти концептуальные образовательные компоненты без участия специалистов-практиков, предпринимателей и организаторов инновационных процессов качественно и в полном объеме просто невозможно (с учетом того, что около 50% респондентов - представителей вузов не способны по ряду причин учиться и переучиваться, а для большинства опрашиваемых сотрудников вузов главным аргументом работы в МП является лишь возможность получения дополнительного заработка).

Вместе с тем, высшая школа имеет необходимую инфраструктуру (68% респондентов) для решения этих проблем. Вузовская система, при ясном понимании и осознанном желании руководства, может предоставить начинающим предпринимателям возможность осуществлять свой наукоемкий бизнес, не прерывая связей с привычной научно-педагогической деятельностью и не затрачивая излишних усилий, финансовых средств и времени на создание материально-технической базы своих малых предприятий, которые, в свою очередь, могут стать базовыми учебно-научно-производственными центрами обеспечения персонифицированных программ и технологий обучения молодых специалистов, способных эффективно работать в новых экономических условиях.

В целом, анализ результатов мониторинга раскрывает базисные приоритеты и подтверждает необходимость создания инновационной среды в сфере науки, образовании и бизнесе, позволяет выявить устойчивые тенденции и перспективы их дальнейшего развития и сделать следующие обобщения.

1. Относительно раннее осознание частью руководства и работниками ряда ведущих вузов необходимости создания системы реформирования и самосохранения высшей школы в новых экономических условиях предопределило развитие эффективных экономических структур малого наукоемкого бизнеса (до 60% объема НИР), способных в сжатые сроки, на базе имеющегося у вуза научно-технического задела создать новые виды научно-технической продукции, организовать ее производство и сбыт. При этом были сохранены до 40% объемы фундаментальных НИР, обеспечивающих задел на будущее. 

2. Вполне конкурентными и, безусловно, важными представляются созданные предпосылки для сохранения кадрового потенциала образовательных учреждений за счет предоставления для сотрудников возможности получения дополнительного заработка без смены места работы, создания рабочих мест для малообеспеченных студентов и аспирантов, привлечения дополнительных средств для финансирования образовательного процесса в рамках взаимных расчетов с малыми предприятиями и коммерческими структурами.

3. Принципиальным является использование результатов научно-технического предпринимательства малых предприятий в системе вузов, в первую очередь, в таких сферах их деятельности, как:

  • совершенствование учебного процесса и развитие инновационных технологий в образовании, науке и бизнесе;
  • укрепление материально-технической базы вуза и МП; 
  • (практические) реализации результатов НИР, в том числе и фундаментальных разработок, ориентированных на коммерческую перспективу, создание новых инновационных структур и технологий.

4. Весьма значимой является оценка представителями бизнеса факторов, способствующих сотрудничеству малых предприятий и образовательных учреждений высшей школы (, т.е. реально сложившегося функционала взаимодействия,), - методологическое и профессиональное взаимообогащение, объединение усилий по подготовке кадров для сферы инновационного бизнеса, устойчивое расширение сфер взаимодействия. Предметно обосновывается вопрос о возможностях частичного финансирования такого сотрудничества со стороны государства, предполагающего привлечение малых предприятий к выполнению НИР, финансируемых из бюджетных средств, развитие вузами своей инновационной инфраструктуры - технопарков, центров лицензирования и сертификации, защиты информации и интеллектуальной собственности.

5. Сотрудничество и долгосрочное партнерство предполагает в структурах малого бизнеса решение проблем, связанных с целевой подготовкой и переподготовкой кадров (на потребность в дополнительном обучении своего персонала указали 69% опрошенных представителей МП). Мониторинг выявил также перечень образовательных программ, в которых крайне заинтересованы малые предприятия, и реализация которых под силу высшей школе.

Несмотря на то, что свыше 50% респондентов - представителей вузов считают, что качество обучения в вузах соответствует требованиям, предъявляемым малым бизнесом к выпускникам, очевидно, что в этом направлении для вузов, заинтересованных в трудоустройстве своих выпускников, имеется немалый резерв. Необходима совместная инвариантная система обеспечения и управления качеством образовательных систем, комплексы тестирования, экспертных оценок близости ранжирования требований, предъявляемых МП и вузами к выпускникам. Иными словами, назрела острая необходимость в разработке персонифицированных учебно-научных и производственных инновационных программ целевой подготовки специалистов.

В целом, по утверждению абсолютного большинства респондентов двенадцати регионов страны, повышение эффективности взаимодействия малых предприятий научно-технической сферы и высших учебных заведений в целях сохранения и развития высшего образования имеет перспективы только при условии эффективной и строго ориентированной государственной поддержки инновационных процессов в науке, образовании и бизнесе по следующим концептуальным направлениям.

1. Создание на федеральном и региональном уровнях механизма поддержки малого научно-технического предпринимательства, предполагающего дальнейшее укрепление Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, других федеральных и региональных фондов с выделением им целевых бюджетных ассигнований соответствующих уровней для инвестирования средств в программы и проекты малых предприятий, предусматривающие при их выполнении кооперацию с вузами и другими образовательными и научными инновационными структурами.

2. Практическая реализация государственной поддержки существующих и хорошо зарекомендовавших себя инфрастуктур малого научно-технического предпринимательства (технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов…).

3. Развитие законодательной базы, направленной на всемерную поддержку малого научно-технического предпринимательства в системе научных и образовательных учреждений, включая льготное налогообложение, в том числе при реинвестировании части прибыли в различные сферы деятельности высшей школы, укрепление материально-технической базы вузов, решение социальных проблем их сотрудников.

4. Организация федерального банка данных продукции и услуг малых научно-технических предприятий, инновационных и коммерческих структур учреждений науки и образования с выделением для этих целей необходимого бюджетного финансирования.

5. Создание и реализация программ, направленных на финансово-кредитное оздоровление малого предпринимательства в научно-технической сфере.

6. Разработка и реализация схем работы кредитно-гарантийного механизма, ориентированного на поддержку высоких технологий, способствующих достижению высокой конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.

7. Создание специализированного инвестиционного банка для финансирования разработок в области наукоемких технологий в сфере малого бизнеса или разработка мероприятий по предоставлению льгот коммерческим банкам, осуществляющим такое инвестирование.

8. Квотирование обязательного участия малых предприятий научно-технической сферы в содружестве с образовательными учреждениями в выполнении федеральных, межотраслевых и отраслевых научно-технических программ.

9. Развитие целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области инновационных технологий и предпринимательства, призванной координировать и объединять усилия учебных и научных учреждений, организаций и предприятий (в том числе и малых), а также федеральных и региональных органов власти, осуществляющих реструктуризацию экономики Российской Федерации.

Г.Б. Лехова, директор Фонда «Центр Инновационного Бизнеса».
И.Л. Коленский, начальник аналитического управления Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, г. Москва

Статья была опубликована в журнале «Инновации» за июль 2002 г.

Copyright © Фонд ЦИБ, 2014

Фонд «Уральский учебно-научный Центр Инновационного Бизнеса»
Россия, 620219, Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 85, оф. 706.
Тел./факс: +7 (343) 350-01-90
E-mail: cibfund@mail.ru
http://www.cibfund.ru

Иллюстрации на титуле сайта - www.archi.ru

Наверх
Rambler's Top100